Инструменты стратегического планирования на предприятии

В качестве основного инструмента стратегического планирования выделяем процесс формирования конкурентной стратегии, трактуя ее как концепцию создания и использования конкурентного преимущества для упреждения и подавления усилий конкурентов, направленных против предприятия. Разновидности общей генеральной стратегии деятельности предприятия сводим к трем типам: рост, стабильность, выживание. Стратегия роста реализуется через три конкурентные стратегии: вертикальная интеграция - распространение хозяйственной деятельности предприятия на новые сферы через механизмы слияния и поглощения поставщиков или потребителей; горизонтальная интеграция - объединение предприятий-конкурентов; стратегия "первого хода" - выход на рынок с принципиально новым товаром. Стратегия стабильности концентрируется на поддержке существующих направлений бизнеса за счет лидерства "низкой цены", либо дифференциации (создание уникальных свойств продукта), или фокусирования на определенном сегменте рынка. Стратегия выживания применяется в силу сложившихся внутренних или внешних причин, приведших предприятие к критической ситуации. Данная стратегия выражается через "сбор урожая" - получение максимального дохода в краткосрочной перспективе; "разворот" - отказ от неэффективных продуктов; "отделение" - закрытие нерентабельных производств. Сочетание нескольких типов конкурентной стратегии в рамках бизнес-портфеля представляет гибридную стратегию.

Планирование стратегии, прежде всего, предполагает определение конкурентной позиции предприятия на рынке и в отрасли. В современных условиях темп роста требований потребителей к качеству товаров (услуг) возрастает в геометрической прогрессии, а конкурентоспособность имеет свойство зависеть и распространяться на ближайшее окружение предприятия. Поэтому планирование генеральной стратегии должно осуществляться предприятием совместно с его поставщиками и партнерами, что создаст основу для формирования и сохранения конкурентных преимуществ, которые трансформируются в КФУ, стратегические способности и компетенции. Логическая цепочка процесса определения ключевых компетенций, состоящего из пяти основных блоков, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Процесс выделения ключевых компетенций (КК) предприятия

Результаты обобщения и критического анализа существующих методик планирования позволили сформировать модель процесса стратегического планирования и определить наиболее действенные инструменты его реализации (таблица-схема 1). Исследование существующих методов и моделей планирования показало, что данный инструментарий строится на теории всеобщей конкуренции, не допуская взаимоподдержки, что противоречит основному постулату современного менеджмента - партнерство и сотрудничество.

Таблица-схема 1. Модель процесса стратегического планирования на предприятии

Блок процесса

Выполняемые подпроцессы

Используемый инструмент

1 Стратегическое позиционирование

Формулирование миссии; целеполагание; определение СЗХ

Технология построения "дерева-целей". Технология выделения СЗХ по следующим параметрам: географическая сегментация, потребительская сегментация, конкурентная сегментация

2 Стратегический анализ

Комплексный анализ внешней и внутренней среды; выявление конкурентных преимуществ, КФУ, КК

Модель Стейнера "Продукт-рынок". STEP-анализ макросреды. Модель Портера "5 сил конкуренции в отрасли". Модель Кэмпбела "Ресурсный анализ отрасли", SWOT-анализ. Анализ разрыва, сравнение профилей продуктов с конкурентами. Анализ системы управления предприятием. Финансовый анализ

3 Стратегическое прогнозирование

Прогнозирование тенденций развития ситуации; разработка сценариев

Эвристические: "Дельфи", ПАТТЕРН, МАИ, ОТСП, ССО, ТМП. Экономико-математические: модели Брауна, Хольта, Хольта-Уинтерса, метод эволюции для двух- и трехпараметрических моделей, метод МАФ, метод гармонических весов, линейные модели временных рядов, корреляционный, регрессионный, факторный анализ

4 Стратегический выбор

Формирование набора альтернативных стратегий; выбор наиболее эффективной стратегии

Корреляционный SWOT-анализ, модель жизненного цикла продукта, портфельные модели анализа (BCG, GE/McKinsey, Hofer/Schendel, Shell/DPM, ALD/LC, матрица Томпсона / Стрикленда "Рост рынка - Конкурентная позиция", SPACE-анализ, PIMS-анализ), иерархия стратегий "дерева-целей". Расчет финансовых показателей альтернативных стратегий

5 Стратегический контролинг

Планирование реализации стратегии, контроль и корректировка

Сбалансированная система показателей (ВSС). Бюджетирование. Проектирование организационных изменений. Планирование изменений по целям

Перейти на страницу:
1 2 3

Главная цель составления резюме - привлечь к себе внимание работодателя, создать у него благоприятное впечатление о себе и получить приглашение на личную встречу.

Руководители организации устанавливают единые цели и основные направления деятельности, а также способы реализации целей.

На данном этапе руководство предприятия главной задачей видит завоевание российского рынка, поскольку противостоять иностранным компаниям пока не способны.

Менеджмент сегодня nowmanagement.ru 2024