Понятие и назначение социально значимых проектов и программ
Между проектом и социальной программой существует разница. Она заключается в том, что проект социальной программы представляет собой всего лишь фазу, этап её построения. На проектном этапе социальная программа предлагается соответствующим компетентным органам для рассмотрения. В дальнейшем, если проект социальной программы утверждается, на его базе составляется сама социальная программа - для её последующей реализации в установленные сроки.
Сказанное позволяет сформулировать "рабочее" (базовое) для данного исследования определение: социальная программа - это прогнозно-проектный документ, содержащий совокупность мероприятий и проектов, направленных на достижение основной цели поддержания необходимого качества жизни социально уязвимых слоёв населения и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Назначение социальной программы таково:
решение важнейших социальных проблем населения муниципального образования через формирование скоординированной системы мер;
обеспечение достижимости намеченных целей дополнительного социального обеспечения населения на ближайшую перспективу, определяемую, как правило, временным горизонтом 1-3 года;
обеспечение рациональной реализации интересов различных субъектов управления и социальной политики в муниципальном образовании в процессе социально-экономического развития поселения на основе соблюдения принципа социального партнерства.
Сроки социальной целевой программы могут быть различными: соответственно. Программа может быть краткосрочной и долгосрочной.
Статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрены долгосрочные целевые программы. На основании п.1 ст.179 БК РФ долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.
Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. В таблице 1 представлены характерные требования (условия) реализации приведенных научных принципов составления социальных программ.
Таблица 1
Условия реализации приведенных научных принципов составления социальных программ
№ |
Формулировка принципа |
Условия реализации принципа | |
1. |
Целенаправленность |
Исходным звеном разработки программы является выбор и обоснование системы целей социальной помощи населению на установленную программой перспективу. | |
2. |
Комплексность |
1) Необходимость учитывать при разработке программы совокупность условий, факторов и ограничений внутреннего и внешнего характера, влияющих на развитие поселения. 2) Выявление и сбалансирование интересов всех участников программных работ на различных этапах разработки и реализации программы. 3) Необходимость увязки программных мероприятий по ресурсам и срокам их реализации. | |
3. |
Эффективность |
В результате реализации программа должна быть не затратной и экономически эффективной. | |
4. |
Преимущественно социальная ориентация развития |
Приоритет целей, связанных с улучшением качества жизни населения поселения, сбалансированных с целями экономического характера. | |
5. |
Преемственность |
Опора на стратегический замысел, цели и приоритеты повышения качества жизни населения. | |
6. |
Управляемость |
Создание организационного аппарата и инструктивных документов, регламентирующих порядок проведения и ответственность участников программных работ. | |
7. |
Профессионализм |
Участники программных работ обладают необходимой квалификацией, позволяющей эффективно решать поставленные перед ними задачи по разработке и реализации программы | |
8. |
Гласность |
Необходимость привлечения к рассмотрению и экспертизе проектов программных документов, результатов их реализации ученых и специалистов, представителей различных профессиональных групп, общественности, информирования населения о ходе программных работ, в том числе через публичные слушания. | |
9. |
Баланс интересов |
Необходимость обеспечить заинтересованность в реализации программы властных структур, местного сообщества, крупного и малого бизнеса, предпринимательских и финансовых структур. | |
10. |
Многоканальное финансирование |
Обязательность привлечения необходимых для реализации программы финансовых ресурсов не только и не столько из бюджетных ресурсов, но и внебюджетных источников. | |