Понятие качества

Качество - весьма сложная и противоречивая категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.

В условиях развитых конкурентных отношений качество товаров чаще всего рассматривают как степень их соответствия конкретным требованиям конкретных потребителей. Вместе с тем на многих отечественных промышленных предприятиях и в торговле и до настоящего времени качество продукции воспринимают как степень их без дефектности, поскольку именно дефекты, отказы и другие несоответствия продукции требованиям нормативных документов контролируются отделами технического контроля в промышленности и службами контроля качества в торговле. Это происходит вследствие многих причин и, прежде всего тем, что в течение продолжительного времени в нормативных документах качество продукции трактовалось как ее соответствие требованиям нормативных документов; в промышленности из-за отсутствия конкуренции не уделялось должного внимания потребительским свойствам товаров и внедрению в производство новых изделий; многие производители предприятий все еще не осознали, что экономическая стабильность предприятий определяется в конечном итоге качеством и конкурентоспособностью производимой ими продукции.

Для проведения практических работ по обеспечению качества все субъекты, имеющие к нему отношение, должны использовать единую стандартизированную терминологию. При стандартизации терминов устанавливаются и классифицируются основные понятия, дается их однозначное толкование. Это обеспечивает взаимопонимание всех, кто профессионально занимается решением проблем в области качества.

В настоящее время во всех экономически развитых странах принята единая терминология, содержащаяся в международном стандарте ИСО 8402.

Первая версия ИСО 8402 была принята в 1986 г. - за год до введения в действие стандартов ИСО серии 9000.

В 1994 г. введена в действие новая версия ИСО 8402. Стандарт издан на трех официальных языках ИСО - английском, французском и русском. В обновленном стандарте число терминов увеличено почти втрое, а в определения содержащихся ранее терминов внесены уточнения.

Понятие качество в МС ИСО 8402: 1994 определено так: «Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности». В версии МС ИСО 8402: 1994 в определение понятия «качество» введен термин «характеристика», включающий также понятие «свойство».

В Беларуси и некоторых других государствах СНГ наряду с МС ИСО 8402 продолжает действовать ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». В ГОСТ 15467-79 качество определено только применительно к понятию «продукция»: «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». Под продукцией здесь понимается «материальный результат труда, обладающий полезными свойствами, предназначенный для использования потребителем».

Анализ терминов, содержащихся в обоих стандартах, показывает, что в них имеются существенные различия как в методических подходах к решению проблем качества, так и в трактовке основных понятий.

Общим же является то, что качество продукции определяется степенью соответствия совокупности ее свойств потребностям.

Контроль качества товаров в РБ осуществляется на нескольких уровнях управления: на уровне предприятий, отраслевом и государственном.

Организация разработки и реализации мер, направленных на повышение потребительских свойств продукции, на уровне предприятий осуществляется комплексной системой управления качеством продукции (КС УКП). Эта служба обычно работает под непосредственным руководством главного инженера. Она включает отдел комплексного управления качеством продукции, в задачи которого входит методическое руководство всеми звеньями производства и управления в части мер, направленных на повышение и соблюдение потребительских свойств продукции.

Служба управления качеством продукции занимается обеспечением качества на стадиях ее проектирования и изготовления. Эта служба поддерживает тесные контакты с потребителями продукции. Она не только собирает рекламации и реагирует на них, но и изучает coстояние продукции в процессе ее использования. Она поддерживает связь с мастерскими гарантийного ремонта продукции, с бригадами, производящими монтаж выпускаемых изделий у потребителей. Совместно с конструкторами и технологами служба управления качеством продукции разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на устранение причин, вызывающих отклонения от установленных требований к потребительским свойствам продукции. При освоении новых видов продукции, предназначенной к массовому или серийному производству, служба качества исследует ход производства опытных образцов, а также разрабатывает мероприятия, обеспечивающие полное соблюдение параметров качества в условиях серийного производства.

Перейти на страницу:
1 2

Главная цель составления резюме - привлечь к себе внимание работодателя, создать у него благоприятное впечатление о себе и получить приглашение на личную встречу.

Руководители организации устанавливают единые цели и основные направления деятельности, а также способы реализации целей.

На данном этапе руководство предприятия главной задачей видит завоевание российского рынка, поскольку противостоять иностранным компаниям пока не способны.

Менеджмент сегодня nowmanagement.ru 2024