Управление трудом в учении Р. Оуэна

На рубеже 30-х гг. 20-го века в теории и практике менеджмента ознаменовался определенный прорыв, связанный с появлением "школы человеческих отношений" (поведенческой школы). В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из "классических" менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике.

Значительную роль в формировании основных принципов "школы человеческих отношений" задолго до её расцвета сыграл английский социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века Роберт Оуэн (14 мая 1771- 17 ноября 1858).

Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на "уход" за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда, вероятнее всего, "ремонт" людей не потребуется. Именно Оуэн был автором идеи о красивой и комфортной обстановке для труда. Он провозглашал физический труд источником богатства.

Предлагаемый реферат раскрывает историю формирования и развития основных концепций и теорий Р.Оуэна социального устройства общества в разрезе управления трудом. Основу этих теорий и концепций составил эксперимент Оуэна по реформированию производственных отношений на текстильной фабрике в поселке Нью-Ланарк близ Глазго, совладельцем которой он был. Именно этому весьма удачному управленческому эксперименту уделена большая часть настоящего реферата.

Кроме того, в работе рассмотрены несколько других проектов Р.Оуэна, оказавших влияние на развитие менеджмента.

В заключении работы указано значение творческого наследия Р.Оуэна и его роль в возникновении профсоюзного движения рабочего класса.

    Главная цель составления резюме - привлечь к себе внимание работодателя, создать у него благоприятное впечатление о себе и получить приглашение на личную встречу.

    Руководители организации устанавливают единые цели и основные направления деятельности, а также способы реализации целей.

    На данном этапе руководство предприятия главной задачей видит завоевание российского рынка, поскольку противостоять иностранным компаниям пока не способны.

    Менеджмент сегодня nowmanagement.ru 2019